|
АРХИВ раздела "РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ" Минфин РФ своим письмом от 7 мая 2010 года N 03-05-06-02/43 дал разъяснения по следующему вопросу: должны ли садоводы платить земельный налог в отношении земель общего пользования?
С 1 января 2006 г. на всей
территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31 "Земельный налог"
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой
земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. В 2 раза увеличена госпошлина почти на все виды действий в сфере регистрации прав на недвижимость с 29 января
Данные изменения
вступают в силу с 29.01.2010 года.
Источник:
пресс-служба Управления Росреестра
по Нижегородской области. Минэкономразвития РФ своим письмом от 16 ноября 2009 года N Д23-3781 разъяснило порядок подготовки межевого плана при устранении замечаний, повлекших приостановление (отказ) государственного кадастрового учетаО подготовке межевого плана при устранении замечаний, ставших основанием для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета: "Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не предусмотрена возможность представления в орган кадастрового учета в целях осуществления государственного кадастрового учета вместо межевого плана отдельных разделов межевого плана с устраненными замечаниями, ставшими основанием для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Таким образом, в указанных случаях для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план с устраненными замечаниями. Вместе с тем, если причиной для принятия вышеуказанных решений стало отсутствие необходимых документов приложения межевого плана, такие документы в соответствии с п. 44 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, могут быть представлены в орган кадастрового учета как дополнительные документы к ранее представленному заявлению (в данном случае повторная подготовка межевого плана не требуется). Аналогичное правило может быть применено в отношении актов согласования местоположения границ земельных участков. В указанном случае в доработанном межевом плане на обороте раздела "Чертеж земельных участков и их частей" может быть приведена информация о том, что акт согласования местоположения границ земельных участков и необходимые документы (при наличии) содержатся в межевом плане, представленном ранее в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением (указать его регистрационный номер и дату регистрации). Дополнительно отмечаем, что вышеуказанные вопросы будут решены в случае принятия проекта федерального закона N 93929-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), который дорабатывается ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроект предусматривает изменения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Закона о кадастре. В частности, в Закон о кадастре вносятся изменения, предусматривающие возможность возврата для доработки документов, указанных в ст. 37 Закона о кадастре, в случаях принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета". О лицах, являющихся представителями несовершеннолетних при проведении согласования местоположения границ земельных участков: Согласование местоположения границ земельных участков, в соответствии с Законом о кадастре, проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре. В соответствии с ч. 4 ст. 39 Закона о кадастре от имени данных лиц в согласовании местоположения границ земельных участков вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Пунктом 1 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в п. 2 указанной статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Согласно п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 данной статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Таким образом, от имени несовершеннолетних при проведении согласования местоположения границ земельных участков могут участвовать, в частности: - законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет; - несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно при наличии письменного согласия своих законных представителей, предусмотренного ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом согласно ст. ст. 23 и 43 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" полномочия родителей и усыновителей подтверждаются соответствующими свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния (свидетельством о рождении, свидетельством об усыновлении). Полномочия опекунов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и попечительства (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Заверенные кадастровым инженером копии указанных документов, в соответствии с п. 25 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, включаются в состав приложения межевого плана. Минэкономразвития РФ своим письмом от 18.09.2009 N Д23-3040 разъяснило, что раздел ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование»Госрегистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (в том числе в результате раздела единого землепользования), за исключением земельных участков, образуемых при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также земельных участков, образуемых при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц. Исходные земельные участки являются ранее учтенными земельными участками, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование ''единое землепользование'' (далее - единое землепользование). Особенности раздела ранее учтенного единого землепользования установлены п. 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35. В соответствии с указанным пунктом при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок). При этом согласно ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' государственный кадастровый учет изменений в отношении единого землепользования (измененного земельного участка) осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные из него земельные участки. В этом случае в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования к подготовке межевого плана), в состав межевого плана включаются в том числе разделы '' Сведения об образуемых земельных участках и их частях'' и '' Сведения об измененных земельных участках и их частях''. При этом Требованиями к подготовке межевого плана не предусмотрено включение в раздел ''Сведения об измененных земельных участках и их частях'' сведений о местоположении границы измененного земельного участка. В соответствии со ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним'' (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (в том числе в результате раздела единого землепользования), за исключением земельных участков, образуемых при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также земельных участков, образуемых при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц. При этом необходимо отметить, что согласно п. 6 ст. 22.2 Закона о регистрации отсутствие государственной регистрации прав на измененный земельный участок не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые из него земельные участки. Минэкономразвития РФ своим письмом от 19.05.2009 N Д23-1465 разъяснило порядок согласования местоположения границ земельных участковЕсли у правообладателя здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не оформлены в установленном порядке права на земельный участок, то в данном случае местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы. Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится. Одновременно следует учитывать, что согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре. При этом права данных лиц на земельные участки должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним''. Кроме того, в установленных федеральными законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка. Минэкономразвития РФ своим письмом от 03.11.2009 N Д23-3606 разъяснило порядок упрощенного оформления прав собственности в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для ведения дачного хозяйстваВ соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ''О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации'' государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним'' (далее - Закон о регистрации), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании п. 1 ст. 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации (21 июля 1997 г.), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей или при государственной регистрации совершения сделки с объектом недвижимого имущества. В отношении земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 г., для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним'' (далее - Закон о регистрации) установлен упрощенный порядок государственной регистрации прав. Так, в соответствии со ст. 25.2 Закона о регистрации для государственной регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки, предоставленные на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такие земельные участки, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, документы, указанные в п. 2 названной статьи . Обязательным приложением к представляемому в соответствии с указанной статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка. Для государственной регистрации права собственности на земельный участок проводить кадастровые работы в отношении таких земельных участков (межевание земельного участка) с целью уточнения его характеристик не обязательно. При этом государственная регистрация права собственности гражданина на указанные земельные участки осуществляется также в случае, если: 1. сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном для государственной регистрации документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка; 2. кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе отсутствуют сведения о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении. Для получения кадастрового паспорта земельного участка необходимо обратиться в орган, осуществляющий кадастровый учет, с заявлением о предоставлении кадастрового паспорта. При этом отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ указанного земельного участка не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого земельного участка ( ч. 11 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости''). Что касается государственной регистрации права собственности на строение (хозблок), расположенное на земельном участке, то необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта указанного земельного участка не требуется в случае, если указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. При этом в соответствии с п. 5 указанной статьи истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. Отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации. Пунктом 3 ст. 25.3 Закона о регистрации установлено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. Форма декларации об объекте недвижимого имущества установлена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.08.2006 N 232 ''Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества''. Минэкономразвития РФ своим письмом от 05.11.2009 N Д23-3638 разъяснило порядок участия органов кадастрового учета в устранении несоответствий в местоположении границ земельных участковВ соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ ''О землеустройстве'' (далее - Закон о землеустройстве) Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ ''О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ''О государственном кадастре недвижимости'', земельные участки исключены из перечня объектов землеустройства. Кроме того, согласно ст. 19 Закона о землеустройстве документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, не относятся к землеустроительной документации. Таким образом, экспертиза землеустроительной документации в отношении указанных документов проводиться не может. По вопросу устранения несоответствий в местоположении границ земельных участков необходимо отметить, что в Письме Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 (далее - Письмо) даны рекомендации по устранению пересечения границ земельных участков в случаях: * когда такое пересечение явилось следствием ошибки, допущенной при выполнении территориального землеустройства, и государственный кадастровый учет земельных участков осуществлен до 1 марта 2008 г. (до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' (далее - Закон о кадастре)); * когда такое пересечение явилось следствием ошибки, допущенной при выполнении кадастровых работ, и государственный кадастровый учет земельных участков осуществлен после 1 марта 2008 г. (после вступления в силу Закона о кадастре). При этом исходя из положений ст. 28 Закона о кадастре ошибка, указанная во втором из вышеуказанных случаев, является кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости. Для исправления указанной ошибки применяются положения ст. 28 Закона о кадастре. В частности, согласно ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Рекомендации по устранению пересечения границ ранее учтенных земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. (в том числе перечень необходимых документов), изложены в Письме . Частью 14 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' установлено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границы ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Минэкономразвития РФ своим письмом от 05.11.2009 N Д23-3637 разъяснило порядок предоставления заявления о государственном кадастровом учете изменений ранее учтенного земельного участкаПисьмо Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 (далее - Письмо) подготовлено Минэкономразвития России в связи с обращениями территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выполняющих функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного кадастрового учета (далее - орган кадастрового учета), в рамках полномочий, закрепленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437. В частности, в соответствии с п. 1 указанного Положения Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. Кроме того, п. 5.6 данного Положения установлено, что Минэкономразвития России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. В Письме указано, что в данном случае учет изменений осуществляется на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего в том числе дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). Иными словами, в данном случае представления отдельного заявления о государственном кадастровом учете изменений ранее учтенного земельного участка не требуется. Однако в случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя ( ч. 1 и 3 ст. 20 Закона о кадастре). Минэкономразвития РФ своим письмом от 05.11.2009 N Д23-3636 разъяснило порядок приватизации физическим лицом земельного участка и индивидуального жилого домаПриватизации дома предшествует процедура технической инвентаризации объектов капитального строительства и технического учета такого объекта. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам документов об объектах капитального строительства (в данном случае речь идет о доме) осуществляются по заявлениям граждан за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации ( п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 ''О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства''). В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 ''О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства'' государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (в настоящее время Росреестр и его территориальные органы). В соответствии с п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение), технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд ( п. 8 Положения). Паспортизация и плановая техническая инвентаризация жилых строений и жилых помещений производятся БТИ, осуществляются за счет средств их собственников по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ( п. 10 Положения). Наличие инвентаризационных сведений и иных данных технического учета жилищного фонда обязательно при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( п. 9 Положения). Согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается в размере 500 руб. для физических лиц. В отношении государственной регистрации права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества государственная пошлина составляет 100 руб. ( пп. 20.2 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса).
Не считается заключенным договор аренды земельного участка, в котором отсутствуют сведения о его кадастровом номере
При отсутствии информации
в договоре о кадастровом номере арендуемого участка условие об объекте,
подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а
соответствующий договор. Такие разъяснения даны Федеральным арбитражным
судом Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26 ноября 2009 года N
А53-686/2009. Минэкономразвития РФ своим письмом от 30.10.2009 N Д23-3581 разъяснило порядок уменьшения стоимости оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества при вступлении в наследствоДля снижения стоимости оформления прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемые или созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества был принят ряд федеральных законов. Так, п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен пп. 20.2 , устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества в размере 100 руб. Следует отметить, что ранее за аналогичные действия взималась государственная пошлина в размере 500 руб. Часть 3 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' (далее - Закон о кадастре) предусматривает возможность государственного регулирования ценообразования кадастровых работ субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 г. путем установления предельных максимальных цен в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев. При этом установленные в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ ''О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества'' (далее - Закон) предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с Законом о кадастре предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и т.п.) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков. Статьей 12 Закона установлено, что органы местного самоуправления могут оказывать содействие гражданам в подготовке документов для государственного кадастрового учета таких земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на них объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества. В этих целях органы местного самоуправления могут: 1. осуществлять прием заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий; 2. готовить требуемые документы; 3. осуществлять организацию и финансирование мероприятий по выполнению в отношении таких земельных участков кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета таких земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на них объектов недвижимости; 4. проводить разъяснительную работу с гражданами в части, касающейся порядка оформления документов; 5. на основании доверенностей граждан получать документы, свидетельствующие о проведенном государственном кадастровом учете таких земельных участков или техническом учете (инвентаризации) объектов недвижимости, и передавать эти документы гражданам, в чьих интересах осуществлялся данный учет. Источник: http://subschet.ru/subschet.nsf/docs/C3257427001FF632C3257680001865F2.html При выборе метода определения координат характерных точек границ земельных участков следует руководствоваться нормативной точностью
В письме сказано: "В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. При этом согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый паспорт земельного участка выдается в случае, если описание местоположения границы такого земельного участка соответствует требованиям Закона о кадастре (имеются координаты характерных точек границы, определенные с необходимой точностью). Исключения из данного правила предусмотрены ч. 11 ст. 45 Закона о кадастре, а также ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В этой связи необходимо отметить, что выбор метода определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей зависит от нормативной точности определения таких координат, установленной для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования (п. 43 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования)). Согласно указанному пункту Требований при выполнении кадастровых работ могут быть использованы следующие методы определения координат характерных точек границ земельных участков: - геодезический метод (например, метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы); - метод спутниковых геодезических измерений (определений); - фотограмметрический метод; - картометрический метод. В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре точность определения координат характерных точек границ земельных участков должна соответствовать требованиям, установленным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В настоящее время проект указанного нормативного правового акта разрабатывается в Минэкономразвития России. До утверждения указанного нормативного акта по вопросам требований к точности определения координат характерных точек границ земельных участков следует руководствоваться Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства (таблица 1, п. 15.2), утвержденными Росземкадастром 17.02.2003. Учитывая изложенное, главным условием при выборе метода определения координат характерных точек границ земельных участков является обеспечение в рамках выбранного метода нормативной точности определения координат".
Источник: http://www.zem.ru/all/1278/ Что является предметом согласования местоположения границ земельных участков?
В письме сказано, что согласно «ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре (далее - правообладатели земельных участков), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, осуществляется согласование местоположения границ земельных участков при одновременном соблюдении двух условий: - сведения об указанных земельных участках содержатся в государственном кадастре недвижимости; - в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона о кадастре предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Следовательно, определение местоположения границы земельного участка неразрывно связано с определением координат характерных точек его границы. Таким образом, если при проведении кадастровых работ уточняется характерная точка, определяющая местоположение границы земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, то местоположение такой точки должно быть согласовано с правообладателями всех земельных участков, для которых данная точка также является характерной и, соответственно, определяющей местоположение границ данных земельных участков. Учитывая изложенное, в соответствии с Законом о кадастре предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы (то есть части границы или характерной точки границы) земельного участка, одновременно являющейся границей (то есть частью границы или характерной точкой границы) другого земельного участка».
Источник: http://www.zem.ru/all/1240/ Порядок согласования местоположения границ земельных участков с органом местного самоуправления
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 03.04.2009 N Д23-888. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы. В связи с чем согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ: 1. земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; 2. земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ. Указанные обстоятельства могут быть следствием выполнения кадастровых работ: 1. по уточнению местоположения границ земельных участков; 2. по образованию земельных участков. Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков. В случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков согласование местоположения границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не включается. В данном случае образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Таким образом, в указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Пунктом 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, установлено, что утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий используются для подготовки межевого плана и, соответственно, включаются в приложение к межевому плану в случаях, предусмотренных федеральными законами. Подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории предусмотрены только при образовании земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном ст. ст. 30 , 34 , 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, требования органа кадастрового учета о включении в состав межевого плана указанных схем в иных случаях необоснованны. Требования к оформлению решения об отказе установлены ст. 27 Закона о кадастре и п. 36 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35. В соответствии с указанными требованиями в решении об отказе должна быть кратко изложена цель обращения в орган кадастрового учета с указанием регистрационного номера соответствующего заявления или регистрационного номера документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, а также должны быть указаны причины отказа с обязательной ссылкой на положения ст. 27 Закона о кадастре, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если решение об отказе принято по причине несоответствия заявления или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям Закона о кадастре ( п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре), то в указанном решении должны быть приведены рекомендации по доработке данных документов.
Источник: http://subschet.ru/subschet.nsf/docs/C3257427001FF632C3257671004307EA.html В целях земельного налога могут применяться результаты государственной кадастровой оценки земель, проведенной более пяти лет назад
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 22.10.2009 N Д06-3008. Как указано в письме "Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 ''Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель'' (далее - Правила), и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В соответствии с п. 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Следует отметить, что п. 3 Правил установлена периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель, а не срок действия ее результатов. Применение кадастровой стоимости земельного участка в качестве налоговой базы по земельному налогу регулируется гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации. В то же время в налоговом законодательстве не установлен период действия результатов государственной кадастровой оценки земель. В настоящее время Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих отмену нижнего предела периодичности проведения государственной кадастровой оценки."
Источник: http://subschet.ru/subschet.nsf/docs/C3257427001FF632C325766E000B61A0.html Кадастровый паспорт земельного участка может быть без проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка
Если право собственности на земельный участок приобретается га основании Земельного кодекса Российской Федерации, «согласно которому предоставление земельных участков для строительства (ст. 30), для целей, не связанных со строительством (ст. 34), а также приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (ст. 36), осуществляется с предварительной разработкой схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий». В документе отмечается, что при этом согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации «обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возложена на орган местного самоуправления». Кроме этого, в письме сказано, что «особенности государственной регистрации права собственности граждан в упрощенном порядке на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации)». Также, «в случае если гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, то вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: - свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; - один из документов, предусмотренных п. 2 ст. 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. Обязательным приложением к указанным документам является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка. При этом государственная регистрация права собственности гражданина на указанные земельные участки осуществляется также в случае, если: - сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном для государственной регистрации документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка; - кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе отсутствуют сведения о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении». Помимо этого «в соответствии с ч. 11 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости». Таким образом, в письме сказано, что «кадастровый паспорт земельного участка может быть выдан и государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок может быть осуществлена без проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка».
Источник: http://www.zem.ru/all/1139/ Основания отказа в осуществлении кадастрового учета
В частности, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения соответствует предписаниям вышеуказанного закона. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: - имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого производится согласно указанному федеральному закону; - заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона; - объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными законом требованиями; - объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок); - с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; - истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Кроме того, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: - размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков; - размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; - доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен; - доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута; - одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта; - такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев. Так, при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ. Помимо этого, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: - в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; - при уточнении указанных границ нарушен установленный законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора. Также, решение об отказе в снятии с учета земельного участка принимается в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета согласно закрепленным в статье 24 федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Источник: http://www.zem.ru/all/1111/ Срок для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств продлен до 1 января 2013 года В соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства создавались со статусом юридического лица. Однако в перечне юридических лиц, установленном главой 4 "Юридические лица" Гражданского кодекса РФ, крестьянские (фермерские) хозяйства как юридические лица не значатся. Согласно статье 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" крестьянские (фермерские) хозяйства должны зарегистрировать изменение их правового статуса для приведения в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ. Статьей 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. В соответствии с внесенными изменениями указанный срок продлен до 1 января 2013 года. Предоставление сведений государственного кадастра недвижимости об объектах, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости изменены сведения об адресе
При этом отсутствие в указанном акте кадастрового номера или иных идентификаторов объекта недвижимости не может являться препятствием для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 14.09.2009 N Д23-2986. В действующем законодательстве отсутствуют соответствующие положения, регулирующие порядок присвоения (изменения) адресов объектам недвижимости. В том числе не определены органы, уполномоченные присваивать (изменять) адреса объектов недвижимости. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 ''О местном самоуправлении в Российской Федерации'' (утратил силу с 1 января 2009 г.) к вопросам местного значения были отнесены: 1. присвоение наименований улицам; 2. установление нумерации домов. В действующей редакции Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ''Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'' указанные полномочия у органов местного самоуправления отсутствуют. В этой связи в Минэкономразвития России ведется работа по подготовке проекта федерального закона ''О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка учета, регистрации и сохранения адресных данных''. Вместе с тем специалисты Минэкономразвития полагают возможным обратить внимание на то, что в случаях предоставления сведений государственного кадастра недвижимости об указанных объектах недвижимости (в отношении которых в государственном кадастре недвижимости изменены сведения об адресе) в соответствующих кадастровых паспортах или кадастровых выписках дополнительно должны быть указаны сведения о предыдущем адресе соответствующего объекта недвижимости и реквизиты акта, на основании которого внесены изменения в государственный кадастр недвижимости.
Источник: http://subschet.ru/subschet.nsf/docs/C3257427001FF632C325765F002E3873.html
|
© 2009 Земледелец |
При копировании и использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на http://www.zemledelec27.narod.ru/ или на адрес цитируемой страницы. |